- Часть 1: Подготовка
- Часть 2: Долгая дорога, или почему я никому не советую летать авиакомпанией FlyOne
- Часть 3: Милан и первые впечатления о Европе
- Часть 4: Венеция
- Часть 5: Рим
- Часть 6: Флоренция
- Часть 7: Бергамо
- Часть 8: Стамбул
Итак, погружаемся в «весёлое приключение». Мы с Машей должны встретиться в Милане, она летит из Барселоны (Испания), я из Екатеринбурга (Россия ;-) Билет из Екатеринбурга в Милан у меня был с пересадкой в Ереване, оба рейса принадлежали компании FlyOne, и билет тут был неделимый. Выбран был именно такой билет для того, чтобы получить максимум комфорта и минимум проблем на пересадке: билет единый, повторную регистрацию проходить не требуется, между рейсами 3 часа, запас времени изрядный даже в случае небольших накладок и задержек. Минимум проблем, ха-ха…
В общем, изначально вылет должен был быть в 6:40 утра по времени Екатеринбурга, но накануне его перенесли на 5 утра. Т.е., в аэропорт нужно было прибыть ещё в 4 утра, а лучше с ещё большим запасом, международный рейс же, мало ли… В итоге в субботу накануне вылета я не спал совсем, потому что днём спать просто не умею. Планировал подремать уже в самолёте.
Кстати, раньше я не был в международном терминале Екатеринбургского аэропорта Кольцово, и не знал, что там тоже есть капсульный отель. До этого встречал подобное только в Москве.
Первый мини-фэил, который я умудрился сделать — не пошёл на стойку регистрации. До этого я летал практически исключительно внутри России, и посадочный талон я привык распечатывать по штрихкоду в автомате саморегистрации. Багажа у меня не было, летел исключительно с ручной кладью, так что это казалось вполне логичным решением. После этого я сразу двинулся на пересечение границы, и там единственный вопрос возник к посадочному, мне даже сначала предложили «сходить и получить НОРМАЛЬНЫЙ талон». Потом таки передумали и поставили печать на него. Хм. Я что, первый человек, который пользуется стойкой саморегистрации? Ну окей...
А вот дальше началось безудержное веселье. Самолёт уже стоял около терминала, к нему подвели посадочный рукав, перед выходом выстроилась очередь… И вдруг в динамики объявили, что рейс задерживается. На пол часа. Через пол часа объявили это повторно, очередь уже устала стоять и разошлась.
Через пол часа объявили, что рейс задерживается ещё на пол часа. И ещё раз… и ещё раз… и ещё раз… я уже начал потихоньку нервничать, ведь запас на пересадку в Ереване становился всё меньше. Добавляет нервов то, что с определённого момента каждые три минуты из громкоговорителей объявляют: «пассажирам рейса такой-то [пауза] из-за задержки рейса будут предложены прохладительные напитки» (минеральная вода). И ты на этой паузе ждёшь, что вот сейчас может быть объявят посадку… ан нет. Нервирует изрядно.
Проблема ещё и в том, что и задать то вопрос было тупо некому — на стене висел телефон для связи с представительствами авиакомпаний, но FlyOne среди них не было. На общий же номер мне ответили, что их представительства действительно тут нет, номер их дать не могут, «их представитель МОЖЕТ БЫТЬ позже к вам придёт или МОЖЕТ БЫТЬ вам ответят на вопросы уже на посадке», после этого ответа трубку повесили. Большое спасибо, неизвестный работник аэропорта Кольцово, очень мило и полезно с вашей стороны, после такого ответа я тут же перестал волноваться (нет).
Окей, ладно, я же типа умный, иду на сайт FlyOne – и обнаруживаю, что у них нет русского телефонного номера, чатика или возможности позвонить через условный WhatsApp. Лаааадно, звоню на телефонный номер в Армении, прохожу через голосовое меню, выбираю поддержку на русском языке и жду ответа… минут 15. После чего звонок сбрасывается. Я набираю номер ещё раз — и понимаю, что у меня на телефоне закончились деньги. Международные звонки же дороги, а я в жизни до этого таких звонков не делал и просто не подумал о таком нюансе.
Примерно в это время приходит наконец представитель компании и рассказывает, что
- с самолётом техническая неисправность, её чинят, задержка ещё минимум на час, максимум — никто вам не скажет
- если хотите отказаться от рейса — мы вам выдадим документы для возврата денег, но не сейчас, а потом, когда станет понятно новое время вылета. Когда оно станет понятно — см. выше.
- в ближайшее время вас покормят (ибо задержка уже скоро будет больше 4 часов)
- вот вам номер телефонной поддержки авиакомпании, можете позвонить туда по WhatsApp
По номеру телефона на WhatsApp никто не отвечает. Ещё через пол часа представитель компании приносит новый телефон (по которому я уже звонил ранее), а также уточняет, что ошиблась, по WhatsApp вам не ответят, звоните по международной связи. А, и да, телефонная поддержка начинает работать с 9 утра по времени Еревана, раньше вам никто не ответит, будете бесконечно висеть на линии (и тратить деньги за межгород). Красота!
Тут ещё нужно обрисовать один нюанс: среди пассажиров был человек, не говорящий по русски, спрашивающий, что происходит ("I don't understand what's going on"). Работница FlyOne его игнорировала напрочь, просто отворачивалась, когда он задавал ей вопросы. Классно, что нашлись пассажиры, владеющие английским, они этому иностранцу начали переводить. Компетентность этой представительны FlyOne оцените сами, потому что мне трудно подобрать корректные слова по этому поводу.
Ну да ладно, я в этом время успел таки дозвониться до поддержки FlyOne. Там мне ответили, что если на пересадке много человек, то они второй рейс задержат, но «много — это сколько» и «много ли их на этом рейсе» они ответить не смогли. Посоветовали перезвонить минут через 20. Перезвонил. Ответили, что нужно перезвонить ещё минут через 20-30… На четвёртый звонок состоялся такой диалог
- А что вы так беспокоитесь то? От Екатеринбурга до Еревана лететь минут 40, успеете в любом случае.
- Э… в билете написано, что лететь три с половиной часа.
- Даааа? Ладно, я уточню, перезвоните минут через 20…
Спойлер: да, лететь действительно 3 с половиной часа. Что я там говорил про компетентность работников FlyOne…?
В общем, после 5 часов задержки таки объявляют посадку. Ответа «задержат ли стыковочный рейс или нет» я до сих пор не получил ни от поддержки, ни от местного представителя авиакомпании.
Подходит моя очередь посадки… и что-то не получается, не проходит моя регистрация на рейс. Меня просят постоять в сторонке, пока пропускают всех остальных, и зовут старшую смену. Вдвоём они разбираются, что у меня нет пометки о проверке документа. Т.е. факт получения посадочного на автомате саморегистрации и тот факт, что на пограниченом контроле меня пропустили — ничего не значат, и в системе не отображаются. И на международных рейсах обязатально нужно проходить через стойку регистрации с живыми людьми. Ну чтож, я этого не знал, получен опыт и потрачено ещё какое-то количество нервных клеток.
Сам полёт до Еревана прошёл без приключений, разве что в нём не кормили. На вопрос о еде мне ответили, что у них для рейса было питание, но её уже выдали в аэропорту из-за задержки рейса. Подозреваю, что по закону «горячее питание из-за задержки рейса» должно быть предоставлено в дополнении к питанию на борту, а не взамен, но возмущаться ещё и по этому поводу у меня нет ни сил, ни желания. Просто отмечу как факт.
Прилетаем в Ереван
Те, кому на пересадку встают в отдельную очередь в транзитный зал, я уже начинаю радоваться, «ура, пересадочный рейс задержали для нас!» Но минут через 10 подходит работник аэропорта и сообщает, что второй рейс улетел. Что теперь делать? «Проходите паспортный контроль (пересекайте границу Армении), идите в представительно компании, там вам расскажут, что делать». Ну офигеть, нас даже не встретили, чтоб оперативно сообщить плохие новости и рассказать о плане дальнейших действий? Прелестно…
Ладно. Пересекаю границу, получаю новый штамп в загранпаспорте, дохожу до представительства FlyOne. И там мне предлагают два варианта:
1) Остаться в Ереване до в среды (на дворе воскресенье) — раньше у них рейсов нет, на рейс другой компании они посадить меня не могут
2) Запросить возврат денег за второй рейс — но делать это надо «где билет покупали, туда и обращайтесь» (в моём в случае это OneTwoTrip), на месте вернуть они ничего не могут и какие-либо документы о задержке вылета тоже выдавать отказываются.
Ладно, фиг с вами, запрошу возврат. Но сейчас то что делать? Других рейсов из Еревана в Милан на этот же день нет. Но есть рейс в Рим авиакомпанией WizzAir! Окей, покупаю его, а потом оттуда уже следующим рейсом доберусь до любимой, которая уже ждёт меня в Милане, благо из Рима туда лететь всего час.
Онлайн-регистрация на рейс от WizzAir уже закрыта. Ну ладно, фиг с ним, зарегистрируюсь по старинке, на стойке…
...но фиговый день никак не заканчивается. Регистрация на WizzAir платная. 75 евро. Онлайн-регистрация бесплатна, но в момент покупки билета он уже была закрыта. Причём все услуги в аэропорту можно оплатить картой МИР, но только не регистрацию. И хотя цена в евро, наличными евро оплатить регистрацию на стойке регистрации нельзя. Только в местной валюте (драмы). И только в офисе авиакомпании. Так что я бегом отправляю в местный обменник, и потом в офис авиакомпании. Обменник и офис находятся на разных этажах, в районе 5 минут туда и столько же обратно (если не плутать и понимать, куда идти). АРГХ!
Далее очередной пограничный контроль, и работник просит показать меня обратные билеты в Россию (?!), интересуется, почему такой странный маршрут (Россия → Ереван → Италия → Турция → Россия) — поясняю, что хотел в Стамбуле встретить день рождения. Улыбается, «хорошее дело», ставит штамп.
На фоне всего этого понимаю, что подходят уже вторые сутки без сна, и организм очень не хочет третий перелёт за день. Пытаюсь удалённо найти в Риме неподалёку от аэропорта отель, который можно было бы забронировать через trip.com или ozone-тревел (полноценной рабочей Visa/Mastercard у меня на тот момент не было), Маша мне в этом процессе удалённо активно помогает. В итоге бронь успешно проходит. Ура! День определённо налаживается, даже с поправкой того, что этот день — вечер.
На посадке обнаруживаю, что у меня места в самом конце салона, у туалетов, и спинка кресла утыкается в стенку позади. «И я за это ещё отдал 75 евро сверх цены билета…?!» Но, повторюсь, день налаживается — меня и соседей почему-то пересаживают на места около аварийного выхода в середине салона. Что интересно, если в аэропорту все говорили на русском, то здесь стюарты общаются уже исключительно на английском, а все объявления дублируются на английском и армянском. Абсолютно логично, но для меня пока непривычно.
Вскоре после взлёта на стыках аварийного выхода начинает появляться конденсат. Я напрягаюсь, мои соседи тоже, они зовут стюардессу — но та успокаивает, мол, это нормально.
По прилёту прохожу длиииииную очередь на пограничном контроле. Уже более 2 суток без сна, чужая среда, околонулевой опыт разговорного английского (планировал как раз в этой поездке потренироваться), но сил тревожиться уже нет. Забавно, что по разным окошкам людей распределяют вручную, и местный работник использует вперемешку как итальянские числительные (uno, due, tre), так и английские (four, five, six).
Приходит моя очередь, отвечаю о цели визита («туризм»), показываю обратные билеты, называю даты пребывания — и получаю заветный штамп. Ура, я в Италии!
Но расслабляться рано
Время — 2 часа ночи, общественный транспорт в нужном мне направлении уже не ходит, а гулять ночью по чужой стране после двух суток без сна сил уже нет. По указателям в аэропорту иду к стоянке такси. Там довольно интересный процесс: машины выстроились в ряд, и работник стоянки дирижирует процессом — садит разные группы людей в зависимости от их количества, направления следования и т.п. Моё такси обходится в 25 евро за 10 минут поездки, причём заранее предупреждают, что это «fix price». Но я наслышан про дороговизну такси в европе, да и уже нет сил разбираться, реально ли доехать дешевле.
В отеле заселение проходит без проблем, но мой номер на первом европейском этаже, который по нашему был бы вторым) И меня сильно удивляет лифт без освещения внутри. Я даже на всякий случай вернулся на ресепшен уточнить, нормально ли это. Отвечают, что в курсе проблемы, электрик завтра посмотрит. Добираюсь до номера, в душ и... Спать?
Неа, не спать, а регистрироваться онлайн на рейс из Рима в Милан! Ну вот теперь — спать…
Вид из окна римского отеля утром следующего дня:
Вновь добираюсь до аэропорта на такси, но в этот раз цена на него в два раза ниже) Услуга вызова такси в отеле тоже платная, целых 2 евро. Ну зато купюру разменял, позже пригодится, во всём важно видеть плюсы %)
В самом аэропорту есть на что посмотреть, некоторые инсталляции довольно любопытны…
Или крайне неожиданны.
Сильно удивило дублирование части надписей на русском языке.
Среди продаваемых в аэропорту книжек мне встретился комикс Diabolik — сам комикс я не читал, но помню, как в детстве видел на ТВ мультфильм по мотивам)
Ещё я в Римском аэропорту впервые в жизни встретил в туалете такие раковины. Там группы по три диспенсера, первый выдаёт мыло, второй воду, а третий воздух для сушения рук. Удобно!
Ну и наконец непосредственно полёт из Рима в Милан. Длится он около часа, поэтому самолёт минут 15 взлетает, набирает высоту и выходит на курс, минут 20 летит, и потом ещё минут 15 заходит на посадку и снижается. Интересный опыт)
Далее небольшой квест в метро, вход куда есть прямо из аэропорта — автомат по продаже билетов не принимает Union Pay карту, не берёт крупные купюры и не выдаёт сдачу больше девяти, что ль, евро. Но в итоге билет куплен, и несколько станций спустя мы с Машей наконец то вместе)
Вместо послесловия
Хочу подчеркнуть один момент. Я РАД, что авиакомпания решила перенести рейс из-за технических проблем, а не стала рисковать, это ПРАВИЛЬНО. Но то, как у них была построена коммуникация и работа с пассажирами — это уровень в районе плинтуса, разве что матом не посылали. И если у меня не будет критической ситуации, когда не важно, чем лететь, главное побыстрее — я больше этой авиакомпанией никуда не полечу.
Также отмечу, что не удивлён, что второй рейс не задержали. В конце-концов, нас на пересадку было 6 человек, из-за стольких людей полный рейс никто переносить не будет, слишком дорого. Но что этот момент никто не мог честно сказать — сие просто выбешивает. Да и компетентность телефонной поддержки и качество работы представителя в аэропорту было попросту ужасным.
В качестве добивания: запрос на возврат денег за второй рейс я подал в тот же день не случившегося полёта, 19 марта. На дворе уже июль заканчивается, но деньги мне всё ещё не вернули. В FlyOne говорят, что «обращайтесь туда, где покупали билет, мы вам ничего отвечать не будем», а там где покупали (OneTwoTrip) говорят, что всё уже давно передали запрос в авиакомпанию, и у них лапки, теперь решение только за FlyOne, никак ускорить его не могут.
В роспотребнадзор я уже писал - те ответили, что ситуация вне их компетенции. Так что осенью я буду подавать в суд на OneTwoTrip и FlyOne, потом обязательно напишу о ходе дела, думаю, тоже будет интересная, а для кого-то и полезная история. Прав ли я тут или они, нарушили эти компании сроки возврата или нет - вот в процессе разбирательства и выясним. Благо хотя бы документ о задержке рейса в Кольцово мне выдали, так что буду обращаться в органы не с пустыми руками.
Пользоваться услугами компании OneTwoTrip я в будущем тоже без крайней необходимости не планирую. Плюс для следующих поездок билеты я обязательно буду покупать со страховкой на случай переноса или задержки рейса, авось это сохранит некоторое количество нервов и ускорит возврат денег. Возможно и нет, но не попробую — не узнаю.
А пока — до встречи в следующей серии, где я наконец начну описывать впечатления от заграницы… ;-)